суббота, 15 августа 2009 г.

Труд. Горные работы

Некоторые особенности работы департамента горных работ.

Итак, разработка карьера для добычи полезных ископаемых.

Карьер – это не просто дырка в земле. Его тоже проектируют, как дороги, как дома. Карьер проектируется с учетом техники, которая будет на нем работать Например, если карьер проектируется со следующим наклоном дороги:

090815-Angle

То есть на каждые десять метров дороги мы опускаемся на 1 метр. Такой угол наклона вполне по силам для Caterpillar, но какой-нибудь 120-ти тонный БелАз будет еле выбираться из карьера, а под конец сожжет сцепление и двигатель.

О Caterpillar

CAT logo

Катерпиллер является производителем большого количества различных промышленных машин, а также популярных в Америке желтых ботинок.

CAT777 – это одна из моделей грузовиков грузоподъемностью 100 тонн для работы на карьерах. Их называют кАты или котЫ из-за сокращенного названия “CAT”. Машина большая, средний человек будет в 2/3 ее колеса.

090815-cat777_2

Кота нельзя перевозить по обычной дороге, потому что он займет две полосы и продавит асфальт. На место его доставляют по частям, даже кузов делят на несколько частей.

В 777 кота заливают 1500 литров дизтоплива, 70% которого он спокойно съедает за 10 часов работы. Потребление топлива сильно зависит от внешних обстоятельств: в дождливую погоду машина буксует и съедает больше. Почему я упомянул о 70% топлива? По регламенту бак всегда должен быть заполнен минимум на 30%. Иначе на подъеме машина может заглохнуть из-за того что уровень топлива будет под углом к горизонтали.

Шины кота очень дорогие – 4-5 тысяч долларов – поэтому использовать их нужно по максимуму. С другой стороны абсолютно недопустимо довести их до полного истирания: высокое давление в камере шины делает ее первоклассной гранатой с радиусом поражения 100-150 метров. Особенно важно контролировать истирание передних шин, так как разрыв переднего колеса приведет потере управления над грудой металла со 100 тоннами на борту. В целях экономии стертые до какого-то приемлемого уровня передние шины переставляют на задние колеса, где их донашивают. Разрыв заднего колеса (их там четыре) не так страшен, как переднего.

О кузове кота

Руда, загружаемая в кузов, способна уничтожить его очень быстро. Поэтому его дополнительно выстилают листами стали. Сталь не простая, а самая-самая – Hardox. Но и ту периодически нужно менять.

Итог:
  • Добыча полезных ископаемых – очень дорогое занятие.
  • Тем не менее, добыча золота и алмазов окупает все с лихвой.

Комментариев нет: